1 апр. 2012 г.

Дмитрий Наталевич. Фотография Сергея Брушко

 ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ   СТУДЕНЧЕСКИЕ СТАТЬИ 

Сергей Брушко. Детский республиканский онкологический центр, пос. Боровляны, 1992


Трагичный спокойный взгляд маленького мальчика направленный на меня, словно что-то говорит тонким детским голосом, словно делится своим внутренним миром, наполненным светлыми мечтами, грезами, надеждой и болью. Миром маленького мальчика с тяжелым онкологическим заболеванием. Вокруг что-то происходит, мельтешит, врачи, тряпочки, бинты, шприц…

А он спокойно смотрит мне прямо в глаза, и я не могу отвести от него взгляд, постепенно пропитываясь теми чувствами, которые каждый день и ночь приходиться испытывать этому ребенку в онкологическом центре. И мне становится больно и страшно.

Снимок сделан в 1992 году спустя 6 лет после аварии на чернобыльской атомной электростанции. Жертвами ужасной трагедии стали не только люди, живущие в то время, но и новое поколение, рожденное на зараженных радиацией территориях. Детский республиканский центр в поселке Боровляны стал одним из пристанищ для детей, которых коснулись последствия аварии. Он также стал местом, куда, начиная с 1987 года, в течение 10 лет неоднократно возвращался беларуский фотограф Сергей Брушко, чтобы обратить внимание людей на объем последствий техногенной катастрофы и человеческой неосторожности.

Автор снимка родился в 1958 году в поселке Городея, Минской области (умер в 2000 г.). После окончания Молодеченского ПТУ по специальности фотограф-технолог Сергей работает в фотоателье и вскоре фоторепортером в беларуских газетах, в том числе в «Чырвонай Змене». Работа в этой газете заостряет внимание автора на политических и социальных темах. Начиная с 1987 года, Сергей начинает работать над темой Чернобыльской трагедии. А в 1998 году участвует в совместном беларуско-швейцарском выставочно-издательском проекте «У пошуках Беларусі. Год дванаццаты пасля Чарнобыля». В эти же годы он снимает репортажи из женской колонии, о беспризорниках, о вымирании деревень. Одной из доминирующих тем автора была тема сельской жизни. Основными персонажами его работ были обычные люди, жители деревень и городов, рабочие. Фотограф не боялся показывать своим фотографиями «другую» сторону жизни беларуского народа, выходящую за рамки государственной идеологии. Пьяный мужчина, спящий возле дороги, трудные подростки, женщины в колонии, онкологические больные, протестующие - одни из героев социального репортажа Сергея Брушко.

Данный снимок не вошел в готовящуюся к изданию книгу Сергея, над которой сейчас работает его сын. Фотография также не была представлена на совместной беларуско-швейцарской выставке и других известных выставках. Единственное место, где сейчас она выставлена на обозрение среди множества других работ (как из данной серии, так и из других), это страничка в социальной сети, посвященная фотографу.

Фотографию можно отнести к жанру репортажа, а точнее репортажный портрет. Портрет как фотография момента: прямой взгляд мальчика, три руки, шприц. Момент больше не повторится. Работы Сергея близки к традициям чистой документальной фотографии, где под «чистотой» понимается наиболее достоверное отображение реальности, не подверженной манипуляциям фотографа. В тоже время фотографию можно назвать социальной (особенно в купе с остальными работами данной серии), т.к. она заостряет внимание на жизни людей, и именно детей пострадавших вследствие аварии на АЭС и их проблемах.

Снимок выполнен черно-белым в мягкой тональности, что позволяет сосредоточиться на главном в изображении, не отвлекая ни цветом, ни контрастом. Это также позволяет акцентировать внимание зрителя на линиях, форме, свете и тенях, тем самым более точно передать характер этого изображения.

Фотография снята на узкую пленку (24х36 мм) малоформатной камерой. Благодаря своей компактности и портативности, такого рода фотоаппараты чаще всего используются в репортажной съемке. Камера не привлекает внимания и позволяет наиболее близко приблизиться к фотографируемому ребенку. И снова тут можно заметить Брессоновский принцип «видеть, но не быть видимым».

Для съемки использовался стандартный объектив (f 50 мм), что создает такую же перспективу, как и человеческий глаз, что отсылает нас к традиции Картье-Брессона. Тем самым достоверно отображается та действительность, в которой находится сам фотограф. Ракурс съемки близок к взгляду человека, находящегося среди двух врачей и смотрящего мальчику в глаза. Таким образом, зритель как бы становится непосредственным свидетелем того драматичного момента.

Своей фотографией Сергей Брушко не просто напоминает нам о злосчастной трагедии и ее трагических последствиях. Глядя на этого ребенка, становится стыдно за свои «страшные» проблемы.

Текст: Дмитрий Наталевич,
студент программы «Визуальные и культурные исследования», Департамент Медиа


Ссылки по теме:

О рубрике  ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ 
Фотографии Сергея Брушко

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 

Контакт

ehuphotoblog@gmail.com Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Трансляции

      

Просмотров за месяц