26 авг. 2013 г.

Праздник урожая белорусской культуры


Рецензия на І Триеннале современного искусства «БелЭкспоАрт 2012»в Минске  24.11. – 9.12.2012
Само название «БелЭкспоАрт» отсылает нас к пониманию искусства как аттракциона и развлечения, озабоченного, в первую очередь, самодемонстрацией и экспонированием урожаев, собранных с полей белорусской современной культуры. Огромное пространство выставочного комплекса, замыкающееся в главном объекте выставки – огромной люстре из пластикового хрусталя, сверкающего всей цветомузыкой дискотек девяностых, и неоднородные потоки художественных объектов скорее напоминают о европейских колониальных выставках середины прошлого века. Только вместо дикарей и экзотических артефактов – здесь пиротехнические и акробатические шоу, шоу фриков и шоу снежных людей, роботы из выброшенной техники и огненный спектакль, пластический перформанс на тему радиации и показ авангардной моды «Вслед за Сальвадором Дали…», а также, собственно сами художественные артефакты, представленные, по большому счету, абстрактной живописью и металлической «ржавой» скульптурой. Другое важное сходство - в вытеснении культурного Другого, его нейтрализация и приручение, отсюда такое разнообразие фриков.   











 Все это волновало бы меньше, если бы триеннале так усердно не подавалась как становление Минска «одной из культурных столиц мира», да еще и с претензией «представить основные тенденции развития белорусского искусства 1990-х – 2010-х годов в контексте мировой художественной культуры».

Кураторам очень хочется вписать триеннале и белорусское искусство в контекст и опыт таких выставок как Документа и Манифеста, но, очевидно, что выставка не только на концептуальном, но и просто на ремесленном уровне очень сильно не дотягивает до уровня мировых и европейских выставок, и даже рядовых экспозиций современного искусства того же Вильнюса. Взять хотя бы технические вопросы - включение в каталог, вообще не участвующих там объектов и художников, сама доступность каталога и информации, организация выставочного пространства. 




 К сожалению, нет какой-то общей и внятной концепции триеннале, да и кроме шизофренического текста куратора и художника Альшевского, бюрократического приветствия Латушки, текстов больше практически нет. А как тогда выполняются обозначенные задачи? Ну не демонстрацией же студенческих работ, как например, макет стула для буфета академии искусств. Нет критериев выбора работ, нет текстов, нет исследования, нет артикуляции самого дискурса белорусского современного искусства и его включения в общемировой контекст. Зато есть армия кураторов и художников и никакой проблематизации своей работы и оглядки на исследования, выполненные в рамках других проектов (например, «Радиус Нуля»). То есть вообще не понятно, каким образом понимается работа куратора, и скорее всего главным куратором является министерство культуры - бюрократический аппарат, выбирающий правильных художников. Поэтому странным на этом фоне выглядит участие таких художников как Руслан Вашкевич, Игорь Савченко и Константин Селиханов, которые сливаются в одно блестящее лоскутное одеяло.

Надо сказать, что фотографический отдел на этом фоне выглядит не так плохо – куратор Татьяна Стрига пытается связать молодое и старое поколение фотографов, что и представляет собой единственную попытку говорить о традиции и дискурсе белорусского искусства, заявленных в целях. Однако отдельный вопрос, насколько эта попытка является удачной. 
По-прежнему главной проблемой все также остается отсутствие опыта, визуальная неграмотность, командно-административное управление культурой, которое не дает возможности воспитывать свободно и независимо мыслящих работников культуры. Триеннале – это способ стремительной интенсификации локального художественного поля, возможность пригласить на самом деле важных художников хотя бы из нашего региона (Польши, России, Украины), финансировать серьезные и необходимые белорусскому искусству исследования. А здесь все сводится к карнавалу, дискотеке, цирку. 

 Все это подчеркивает важность схожего по задачам проекта «Радиуса Нуля», проводимого в начале года усилиями независимых художников и критиков и, как минимум, включающего и понимающего важность художественной критики и кураторского дела.
Важно, чтобы современное искусство (здесь мы, конечно, имеем в виду аппарат современного искусства – художников, критиков, кураторов, институции и т.д.) оставалось областью вопрошания, критики, производства концептуальных схем и метафор для описания внешней среды, а не просто украшением, полевым цветком в петлице деревенской свадьбы культуры и власти. 

Борисёнок Алексей



0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 

Контакт

ehuphotoblog@gmail.com Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Трансляции

      

Просмотров за месяц