4 авг. 2013 г.

Интервью с Матиасом Хардером, куратором проекта «BY Now»



Книга и серия выставок «BY Now», инициированная фотографом Андреем Ленкевичем, представляет срез молодой фотографии Беларуси. В книге представлено 16 авторов (до 35 лет), репрезентирующих новое поколение фотографов и художников. Книга включает в себя фотографические проекты, использующие различные формы и методы современной фотографии (цифровая и аналоговая фотография, полароид, коллаж, апроприация, глитч) и кураторский текст всемирноизвестного куратора Матиаса Хардера (Matthias Harder), подводящий итог всему проекту. 


                                                                                       фото Kai von Rabenau

Какие критерии использовались для отбора проектов для книги? Была ли концептуальная часть художественных проектов также значима, как и визуальная часть?

Я выбирал фотографии вместе с моим другом, фотографом и профессором  фотографии в Хильдешейм (Hildesheim), Германии Хансом Пилером (Hans Pieler), который был на 14 лет старше меня. Поэтому мы представляли два поколения с разными взглядами на фотографию. В том случае, если нам двоим, нравились темы и формальное качество работ, мы также внимательно погружались в концепции фотографов. Если нам нравилось и первое, и второе, то мы выбирали работу для книги. 

Как проходило кураторское исследование? Какие материалы и источники Вы использовали?

В Германии почти нет материалов о современной фотографии из Беларуси, кроме тонкого каталога Института IFA, выпущенного в середине 90-х в Берлине. Поэтому нам было тяжело хорошо подготовиться до нашего приезда. Но мы до этого момента много путешествовали и исследовали современную фотографию таких регионов как страны Балтии, Украины и России. Поэтому нам казалось, что справимся с поставленной задачей.  

Книга «BY Now» - это один из первых больших проектов о молодом поколении белорусских фотографов. Как Вы видите свою участие в этом проекте как «внешнего» куратора? Требует ли подобный проект белорусского (со)куратора?

Андрей Ленкевич пригласил меня участвовать в этом проекте, когда проходил практику в моей институции в Берлине. Андрей  рассказал мне о своей стране. Конечно, я не эксперт в белорусской фотографии, совсем нет. Но часто бывает интересным и продуктивным для локального художественного поля взгляд со стороны, взгляд «внешнего» куратора. Я был одним из основателей Берлинского фестиваля фотографии несколько лет назад, и мы сознательно пригласили «внешнего» куратора для этого проекта (он был из Швеции). Андрей нам во многом помог. Конечно, белорусский куратор, даже любой другой куратор сделал бы другую выборку проектов.  Но это более широкая проблема, которая также видима на всех биеннале, Документе и других больших выставках во всех художественных музеях мира. 

Был ли проект достаточно успешным, на Ваш взгляд, чтобы не производить логики «экзотизации» Другого, другой не-европейской культуры (или, по крайней мире, невидимой или слаборепрезентированной в Европе)? Вы думали над этим во время работы над проектом?

Поскольку у нас не было ни много времени, ни бюджета на большое исследование белорусского художественного поля, мы выбирали проекты из уже отобранных, организаторами, и проект охватывал только молодое поколение белорусских фотографов. Я надеюсь, что нам удалось не воспроизводить эту логику. 

Как концепция национальной фотографии может быть актуализирована в современном искусстве и фотографии? Как книга работает с этой концепцией?

Концепция выставок национальной фотографии в настоящее время устарела. Локальные художественные сцены вытеснили значимость национальных сцен или школ. Но поскольку Беларусь – это своеобразное закрытое пространство (схожее с ГДР 1980-х), очень интересно смотреть на белорусскую сцену современного искусства и фотографии. Книга становится как бы свидетельством о настоящем моменте. 

Какое место белорусская фотография заняла и может занять в европейском фотографическом контексте? 

Если быть честным, то в прошлом другие страны и локальные художественные сцены сыграли большую роль в развитии современной фотографии. Но для современных художников всегда есть возможности на глобальном арт рынке. Я встретил Адриана Паци (Adrian Paci) и Анри Сала (Anri Sala) в Тиране, Албании много лет назад как студентов Эди Хила (Edi Hila). Тогда они совсем не были известными художниками, но теперь их можно назвать «звездами». В современном искусстве скорее важен автор, нежели школа или группа. 

Может ли белорусская фотография быть интересной для интернациональной сцены современного искусства и фотографии? В каких направлениях, на Ваш взгляд, нужно двигаться молодым фотографам для достижения этой цели?

Думаю, что может. Это будет видно на примере книги и выставках, которые пройдут в Европе. Тяжело предугадать реакцию современного искусства на любые события и новых авторов. На мой взгляд, ни фотограф, ни художник не должен делать что-то специально для рынка или только для других. Он или она должны оставаться аутентичным. И, наконец, для того чтобы стать известным нужен не только талант и усилия, но и много удачи.

Интервью провел Алексей Борисенок

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 

Контакт

ehuphotoblog@gmail.com Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Трансляции

      

Просмотров за месяц