СТАТЬИ
В рамках выставочно-образовательного проекта Artes Liberales, который проходит в минской галерее Ў с 3 по 25 мая, организована фотографическая выставка студенческих работ. 8 мая Светлана Полещук с Андреем Ленкевичем провели экскурсию по этой выставке, объясняя, как отобранные работы связаны с образовательным контекстом ЕГУ и с тенденциями современной фотографии. Ниже Светлана Полещук представит свои заметки о выставке.
На выставке представлено восемь фотографических проектов семи авторов. Это в основном учебные проекты, выполненные в рамках курсов Андрея Ленкевича и Эндрю Микшиса. В Европейском гуманитарном университете пока еще нет отдельной специальности по фотографии, но прохождение курсов по истории, теории и практике фотографии является обязательным для студентов программ «Визуальные и культурные исследования», «Массовые коммуникации и журналистика», «Медиа и визуальный дизайн», «Теории и практики современного искусства». Некоторые курсы направлены на освоение базовых технических аспектов фотографирования. Курсы Андрея и Эндрю относятся уже к уровню advanced и направлены на проектную работу студентов в области фотографии. Студенты получают развернутое введение в историю мировой фотографии, а также знакомятся с актуальными тенденциями современной фотографии. После этого студенты сами выбирают тему, которая им наиболее интересна и пытаются, с помощью преподавателей, конечно, подготовить по этой теме фотографический проект.
Последние годы мы публикуем лучшие работы студентов на фотоблоге ЕГУ. Также на блоге размещаются работы, выполненные студентами самостоятельно за рамками учебных курсов. Материалы фотоблога стали основной базой для подготовки выставки в галерее Ў. Там же, на блоге, можно найти полные версии проектов, представленных на выставке, и мультимедиа. При отборе мы выделяли проекты, которые, на наш взгляд, могут заинтересовать минского зрителя, также мы обращали внимание на связь с актуальными тенденциями фотографии. Не последним критерием была и сама искренность проекта, серьезная и глубокая работа студентов с выбранной темой.
Нужно также отменить, что выставка представляет собой интересный феномен студенческого творчества. Так как ни программы ЕГУ в целом, ни курсы в отдельности не имеют цели подготовить фотографов, фотография предлагается студентам как один из множества инструментов, которые они могут использовать для своих личных творческих и профессиональных целей. Мы не знаем, свяжет ли кто-то из студентов свою судьбу с фотографией в дальнейшем. Поэтому на этой выставке можно лишь смотреть на то, к каким темам и каким визуальным формами проявили интерес современные белорусские студенты.
Представленные на выставке работы можно условно разделить на несколько тем.
ТЕМА 1: КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО
Алина Крушинская. Glitch Art
Эти фотографии были сделаны во время поездки в Стокгольм. Однако при записи на диск произошел сбой, и фотографии испортились. Хоть это и были самые обычные и не самые хорошие туристические снимки, я расстроилась из-за того, что не останется памяти о путешествии. О ценности испорченных кадров я узнала только несколько лет спустя, когда познакомилась с теорией глитч-арта Розы Менкман и Имана Моради. Глитч – это визуальные артефакты, возникающие в результате ошибок и сбоев цифровой техники. Для глитч-эстетики характерны линейность, сложность, повторяемость, фрагментарность.
Глитч – это дефект, ошибка, баг. Чем же интересен этот проект? Во-первых, проблематизацией авторства. Кто автор этих снимков? – Алина? Ее компьютер, который испортил фотографии? Кураторы, выбравшие формат и повесившие фотографии на стену в галерее? Полвека назад мы бы отказали этим фотографиям в праве висеть в галерее, поскольку здесь нет творческого субъекта. Но после того, когда в постмодернизме идея Автора была поставлена под сомнение, такие проекты стали все чаще появляться. Это проекты, в которых авторский стиль и самовыражение как бы отходят на второй план: мы уже не видим автора. Авторское творчество здесь проявило себя только в отборе и в концепции. Благодаря тому, что Алина увидела в мусоре искусство, она изменила концепцию визуального материала. В белорусской фотографии можно привести пример с «Детским альбомом» Сергея Кожемякина.
Во-вторых, проект интересен своим обращением к цифровой среде. Сколько времени мы проводим за компьютером? Сколько тратим на общение? Виртуальная реальность уже стала нашей сегодняшней реальностью. Мы принимаем поздравления через социальные сети, мы наизусть знаем интерфейсы программ и сайтов, мы умеем быстро ориентироваться в компьютерной среде. Мы живем с экраном и как бы внутри экрана. Но вспоминаем ли мы об этом, когда выбираем объект для съемки? Когда мы берем в руки фотоаппарат, то ищем людей, красивые пейзажи, или какие-то социальные проблемы - мы хотим показать реальность. Но компьютерный мир – это тоже наша реальность. Давайте попробуем исследовать эту реальность тоже. Фотографии Алины Крушинской – это своего рода компьютерный пейзаж, описание красоты цифровых кодов, исследование того, как там внутри.
В-третьих, проект интересен тем, что демонстрирует новую эстетику, так называемую эстетику глитча. Фрагментарность, резкий контраст цвета, тонов, линейность, повторяемость, невоспроизводимость, случайность, невозможность контролировать. Весьма показательны здесь белые пятна на фотографиях: они нас пугают, поскольку это отсутствие информации, совершенно очевидный дефект. Но в глитче – это естественно, это часть эстетики.
Павел Кирпиков. АнархаЦіктура
Действительно ли мы видим то, что, как нам кажется, мы видим? – Это ключевой вопрос в работах французского художника Оливера Ратси. Вдохновившись идеей Ратси о деконструкции пространственно-временных ориентиров, я переместил логику фрагментации, искривления и пикселизации с помощью дигитальных инструментов в постсоветский архитектурный контекст города Вильнюса.
В проекте Павла представлен уже не аутентичный, или как его еще называют «дикий» глитч артефакт (то есть, физически и безвозвратно испорченные объекты), а концептуальный глитч, сымитированный в «Фотошопе». На примере Вильнюса Павел пытается повторить глобальный проект Оливера Ратси (Olivier Ratsi) «What you see is not what you get». Здания на снимках как бы рассыпаются, дефрагментируются. Нам становится видна сама текстура цифрового фото, тем самым нарушается кажущаяся транспарентность фотографического медиума. В качестве цели этих манипуляций сам Ратси указывал достижение эффекта остранение архитектуры и городского пространства, деконструкцию, проблематизацию нашего представления о реальном и воображаемом (ведь, просматривая фотографии, зритель будет пытаться восстановить реальный образ и тем самым осмыслить реальность).
ТЕМА 2: СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ
В классическом портрете считается, что у человека (модели) есть некая сущность, сформированная идентичность, цельность. Фотограф, будучи человеком творческим и чувствительным, может увидеть и выразить эту сущность другого человека через метко схваченный образ или какие-то детали. Можно сказать, что современный портрет пытается переосмыслить и уйти от установок классического портрета. Современный портрет отрицает идею цельной уникальной личности: мы все разные, мы очень сильно подвержены влиянию контекста, в котором живем, мы постоянно меняемся, мы сами часто не знаем, кто мы, какие мы и чего мы хотим, мы сами можем играть с идентичностями, выдумывать себе разные образы (через одежду, манеры, речь, поступки). В этом смысле фотограф не может выразить некую сущность своей модели, потому что этой сущности просто нет. Фотограф имеет дело лишь с неким образом, который мы осознанно или неосознанно проигрываем. Фотограф всегда фотографирует некий театр.
С другой стороны современная фотография также переосмысливает фотографа как участника фотографического процесса. В классическом (картье-брессоновском) понимании фотограф – это некий бестелесный дух, который появляется в ситуации, магическим образом схватывает нужный момент и удаляется. Современная фотография старается быть более честной и обращать внимание на присутствие фотографа. Фотограф не гений, не бестелесный дух, он обычный человек, который создает некий визуальный продукт. В этом смысле появление фотографа в ситуации не может не повлиять на ситуацию. Фотограф влияет не только на то, какими будут фотографии, но и на саму реальность. Мы уже не можем говорить про объективность фотографии. И даже если фотограф не использует «Фотошоп» и не использует постановку, его фотографии все равно будут субъективны.
В современной портретной фотографии обычно делается два акцента – на субъективность взгляда фотографа и на взаимодействие с моделью. Раз фотограф не может подсмотреть некую правду о человеке (поскольку этой правды вообще нет), то фотограф может вступить в диалог с моделью и попытаться вместе создать некий образ и некое высказывание.
Влада Шамова vs. Jessica Bruah & Susanna Hesselberg. Faceless People
Всем известно, что лицо человека - это «карта эмоций», одни только глаза выражают целую гамму чувств, а есть еще множество мышц, которые распоряжаются оттенками и нюансами. Но что если лица человека на фотографиях нет? Насколько сложнее будет сделать такие снимки эмоциональным. Моими моделями стали люди, окружающие меня постоянно: студенты ЕГУ, родные и друзья. Поэтому мне было гораздо проще создать атмосферу для каждого. Я добивалась, чтобы фотографии были нарративны и эмоциональны. Вдохновением для меня стало творчество фотографов Джессики Бруа и Сузанны Хесселберг.
Важно обратить внимание, что в названии проектов часто указаны имена фотографов, которые стали источником вдохновения для студентов. В данном случае названы Susanna Hesselberg, которая создает игривые или даже ироничные портреты людей, спрятанных в интерьере, а также Jessica Bruah. Бруа работает с визуальными нарративами: создается некая сцена, которую зрителю предлагается расшифровать. При этом мы ничего не знаем о модели, ни имени, ни лица. Круг своих интересов Бруа обозначает как идентичность, гендер и domesticity.
В своем проекте Влада Шамова продолжает проблематизацию классического портрета: что если на фотографиях не будет лица человека? Проблема лица увлекает многих фотографов. Так, наиболее известны примеры портретов Томаса Руффа и польки Анеты Гжешиковской, экспериментирующими с паспортными фотографиями как наиболее «говорящим» источником информации о человеке.
Вита Бонько, Sweet Dreams
Меня интересовал вопрос об отношении общественности к гомосексуальному меньшинству, влияние стереотипов на развитие как общества в целом, так и людей нетрадиционной ориентации. Проект исследует литовско-белорусское пространство. Важно отметить, что исследования, проводимые в области гомофобной ситуации в обществе, уже давно перестали быть актуальными для стран Западной Европы, в то время как для Литвы и Беларуси рассмотрение данной тематики является отнюдь не надуманным вопросом. В этих странах еще потребуется немало времени, чтобы общество начало переосмысливать свое отношение к людям другой сексуальной ориентации. Фотографируя человека в его среде, тем самым как бы выставляя эту спрятанную субкультуру на свет, я привлекаю внимание или, наоборот, прикрываю некоторые детали, на которых базируется мое личное отношение к меньшинствам. Эта серия фотографий не об ответах, но о вопросах.
Студентка дает очень содержательное описание проекта, в котором важно подчеркнуть заявленный субъективизм, а также отсутствие претензий на «раскрытие» темы: «Эта серия фотографий не об ответах, но о вопросах». Что касается визуального ряда, то здесь видно взаимодействие фотографа с моделями, а также доверие, которое возникло во время съемки. Модели сами участвуют в создании образов.
Зинаида Грубинова vs. Jim Goldberg
На вопрос, где можно отыскать иностранцев и увидеть, как они живут, все советуют зайти в общежитие. Вот я и зашла. Многие из этих студентов способны позволить себе лучшие условия проживания, но в общежитии они все вместе. Они все приехали учиться в Беларусь, хотя большинство совсем не говорит по-русски. Китайцы и по-английски практически не говорят. Когда попадаешь в такую маленькую общину, каждый уголок становиться интересным, все вокруг сообщает о людях и традициях, особенностях. Вещи и обстановка могут рассказать свою историю.
Здесь мы имеем дело с так называемым environmental portrait: модель помещается в ее естественную среду обитания и фотографируется вместе с этой средой. Среда призвана рассказать нам нечто о жизни человека: мы не редуцируем источник смыслов только к лицу и глазам. В белорусской фотографии есть хороший пример использования этого жанра в истории «Про халат» Виталия Брусинского.
Здесь также важны позирование и подписи – это показывает сотрудничество между моделью и фотографом. Фотограф не вторгался в жизнь других людей, чтобы украсть их образ, а вступал в диалог. Подписи являются своего рода знаком одобрения со стороны героев.
Джим Голдберг, который был назван студенткой как источник вдохновения, - американский фотограф, снимающий маргинальные слои общества, член агентства «Магнум». В своих работах он часто соединяет фотографии с текстом, написанным самими героями снимков. Например, это реализовано в книге «Rich and Poor» (1981), где подписи раскрыли очень личные мысли, страхи, надежды, разочарования и взгляды о самих себе и обществе.
ТЕМА 3: ИНТИМНОЕ
Британский критик Шарлотта Коттон выделяет исследование интимных тем как отдельный тренд в современной фотографии: то, что мы переживаем на повседневном уровне, но то, что до этого редко становилось объектом фотоснимков.
Ольга Сосновская. Changes
Перемены заложены в мировом порядке, это что-то естественное, органическое. Но они часто воспринимаются и переживаются травматично, потому что несут с собой неопределенность. Неясно также, что их рождает: двигаешься ли ты сам или тебя уносит неизбежный и неконтролируемый поток. На снимках эта двойственность выражена через сочетание естественности и неестественности, красоты и травматичности в изменениях поз и поверхности тела. Движения тела и реакция кожи на внешние раздражители кажутся естественным процессом, однако на снимках движения странным образом деформируют тело, а реакция кожи болезненна.
Ольгу заинтересовала такая интимная тема как естественность и травматичность изменений, происходящих с человеком и получающих отражение на телесном уровне. Для этого было выбрано и интимное визуальное решение: нам максимально приближают тело другого человека, так что видны даже поры. Также очень интересно, что в таким виде показано именно женское тело и тем самым дается альтернативный образ гламурным внеземным феям, которых изображает реклама, фэшн, иногда любительство.
Сергейчик Дарья. Affici metu
Affici metu означает «быть охваченным страхом». Фотографические автопортреты - мой способ творческого преодоления фобий, которые соорудили дистанцию между мной и моим свободным выбором. Суть свободного существования - пребывание в состоянии открытого, свободного момента, в котором нет места боязни выбора, будущего, ответственности. И любой человек выбирает: пройти в глубине своих мыслей и чувств сквозь ложные убеждения и фобии, либо быть подчинённым им. Блуждая в темноте внутреннего мира, я смотрю в глаза своим страхам и убиваю их.
Здесь мы видим не только продолжение исследования интимной сферы, но и неожиданную реактуализацию формы сюрреалистической фотографии, популярной в 20-30 годах 20-го века. В 1924 году Андре Бретон под впечатлением от теории Зигмунда Фрейда опубликовал "Манифест сюрреализма", в котором заявил об интересе к "мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений", к "чистому психическому автоматизму". Галлюцинации, сновидческие пространства, в которые помещались узнаваемые формы, неожиданное сопоставление несвязанных предметов, фантастические образы, необычные точки зрения и освещение, мистические сцены, в которых вот-вот что-то должно произойти - все это заполнило фотографии. Конечно, большую свободу в выражении бессознательного предлагал также фотомонтаж, который мы также видим в работах Дарьи.
ТЕМА 4: ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ
Ольга Сосновская. Singleuse
Эти фотографии сделаны на одноразовый фотоаппарат. Фотографируя на мыльницу, я пыталась избавиться от серьезности, тяжеловесности, гладкости, пафосности, претензии на художественность. Я стремилась "разгрузить", "облегчить" процесс фотографирования в пользу спонтанности, большей произвольности, непосредственности. Одноразовый фотоаппарат привлек меня своей простотой, недолговечностью (нельзя перезаряжать) и тем, что он предназначен как бы для поверхностного, но восторженного взгляда, взгляда туриста. Однако, как мне кажется, эта попытка в большей степени неудачна, т.к. эстетизации не удалось избежать. Плоские, "пластиковые" изображения своим техническим несовершенством обнаруживают и подчеркивают красоту обыденного.
Перед нами классическая любительская фотография, выполненная в так называемой snapshot aesthetics. Подобного рода фотография начала завоевывать галерейное пространство во второй половине 20-го века, достаточно вспомнить Эгглстона, Шора, Мейеровица, Парра. Это снимки, производящиеся, как правило, в большом количестве, в кадр попадают банальные объекты из повседневного приватного окружения, делаются они спонтанно, без всякой подготовки, самым простым имеющимся в распоряжении фотоаппаратом, при естественном освещении или с использованием встроенной вспышки, без учета каких-либо композиционных правил (как то, например, уравновешенность или «правило третей»).
Проект Ольги, однако, представляет интерес не только и не столько стремлением придать художественную ценность любительским снимкам, сколько совершенно сознательным использованием эстетики моментальных фотоснимков для исследования проблемы эстетизации. Эксперименты Ольги погружают нас в самую гущу актуальных дебатов о современных тенденциях развития любительской фотографии.
Скромное приложение Hipstamatic для iPhone по цене $1.99, позволяющее делать фотографии, похожие на поляроидные снимки, было скачано к концу 2010 года 1.4 миллиона раз. В апреле 2012 владелец социальной сети Марк Цукерберг купил приложение Instagram по цене $1 млрд (это, для сравнения, половина стоимости компании «Аэрофлот» со всем парком самолетов). Instagram, также как и Hipstamatic, позволяет делать ретро-фотографии, превращая заурядное фото в красивую картинку. В марте 2012 количество пользователей Instagram достигло 30 млн. Что стоит за этим стремлением к эстетизации повседневности? Почему эстетизация выражается в ностальгическом обращении к устаревшим несовершенным форматам? – вопросы, которые являются сегодня, пожалуй, самыми актуальными для осмысления современной фотографии. И очень важно, что эта тема также представлена на нашей фотографической выставке.
Источник: Блог Светланы Полещук
Алексей Браточкин. Репортаж с открытия Artes Liberales |
На выставке представлено восемь фотографических проектов семи авторов. Это в основном учебные проекты, выполненные в рамках курсов Андрея Ленкевича и Эндрю Микшиса. В Европейском гуманитарном университете пока еще нет отдельной специальности по фотографии, но прохождение курсов по истории, теории и практике фотографии является обязательным для студентов программ «Визуальные и культурные исследования», «Массовые коммуникации и журналистика», «Медиа и визуальный дизайн», «Теории и практики современного искусства». Некоторые курсы направлены на освоение базовых технических аспектов фотографирования. Курсы Андрея и Эндрю относятся уже к уровню advanced и направлены на проектную работу студентов в области фотографии. Студенты получают развернутое введение в историю мировой фотографии, а также знакомятся с актуальными тенденциями современной фотографии. После этого студенты сами выбирают тему, которая им наиболее интересна и пытаются, с помощью преподавателей, конечно, подготовить по этой теме фотографический проект.
Последние годы мы публикуем лучшие работы студентов на фотоблоге ЕГУ. Также на блоге размещаются работы, выполненные студентами самостоятельно за рамками учебных курсов. Материалы фотоблога стали основной базой для подготовки выставки в галерее Ў. Там же, на блоге, можно найти полные версии проектов, представленных на выставке, и мультимедиа. При отборе мы выделяли проекты, которые, на наш взгляд, могут заинтересовать минского зрителя, также мы обращали внимание на связь с актуальными тенденциями фотографии. Не последним критерием была и сама искренность проекта, серьезная и глубокая работа студентов с выбранной темой.
Нужно также отменить, что выставка представляет собой интересный феномен студенческого творчества. Так как ни программы ЕГУ в целом, ни курсы в отдельности не имеют цели подготовить фотографов, фотография предлагается студентам как один из множества инструментов, которые они могут использовать для своих личных творческих и профессиональных целей. Мы не знаем, свяжет ли кто-то из студентов свою судьбу с фотографией в дальнейшем. Поэтому на этой выставке можно лишь смотреть на то, к каким темам и каким визуальным формами проявили интерес современные белорусские студенты.
Представленные на выставке работы можно условно разделить на несколько тем.
ТЕМА 1: КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО
Алина Крушинская. Glitch Art
Эти фотографии были сделаны во время поездки в Стокгольм. Однако при записи на диск произошел сбой, и фотографии испортились. Хоть это и были самые обычные и не самые хорошие туристические снимки, я расстроилась из-за того, что не останется памяти о путешествии. О ценности испорченных кадров я узнала только несколько лет спустя, когда познакомилась с теорией глитч-арта Розы Менкман и Имана Моради. Глитч – это визуальные артефакты, возникающие в результате ошибок и сбоев цифровой техники. Для глитч-эстетики характерны линейность, сложность, повторяемость, фрагментарность.
Алина Крушинская. Glitch Art |
Глитч – это дефект, ошибка, баг. Чем же интересен этот проект? Во-первых, проблематизацией авторства. Кто автор этих снимков? – Алина? Ее компьютер, который испортил фотографии? Кураторы, выбравшие формат и повесившие фотографии на стену в галерее? Полвека назад мы бы отказали этим фотографиям в праве висеть в галерее, поскольку здесь нет творческого субъекта. Но после того, когда в постмодернизме идея Автора была поставлена под сомнение, такие проекты стали все чаще появляться. Это проекты, в которых авторский стиль и самовыражение как бы отходят на второй план: мы уже не видим автора. Авторское творчество здесь проявило себя только в отборе и в концепции. Благодаря тому, что Алина увидела в мусоре искусство, она изменила концепцию визуального материала. В белорусской фотографии можно привести пример с «Детским альбомом» Сергея Кожемякина.
Во-вторых, проект интересен своим обращением к цифровой среде. Сколько времени мы проводим за компьютером? Сколько тратим на общение? Виртуальная реальность уже стала нашей сегодняшней реальностью. Мы принимаем поздравления через социальные сети, мы наизусть знаем интерфейсы программ и сайтов, мы умеем быстро ориентироваться в компьютерной среде. Мы живем с экраном и как бы внутри экрана. Но вспоминаем ли мы об этом, когда выбираем объект для съемки? Когда мы берем в руки фотоаппарат, то ищем людей, красивые пейзажи, или какие-то социальные проблемы - мы хотим показать реальность. Но компьютерный мир – это тоже наша реальность. Давайте попробуем исследовать эту реальность тоже. Фотографии Алины Крушинской – это своего рода компьютерный пейзаж, описание красоты цифровых кодов, исследование того, как там внутри.
В-третьих, проект интересен тем, что демонстрирует новую эстетику, так называемую эстетику глитча. Фрагментарность, резкий контраст цвета, тонов, линейность, повторяемость, невоспроизводимость, случайность, невозможность контролировать. Весьма показательны здесь белые пятна на фотографиях: они нас пугают, поскольку это отсутствие информации, совершенно очевидный дефект. Но в глитче – это естественно, это часть эстетики.
Павел Кирпиков. АнархаЦіктура
Действительно ли мы видим то, что, как нам кажется, мы видим? – Это ключевой вопрос в работах французского художника Оливера Ратси. Вдохновившись идеей Ратси о деконструкции пространственно-временных ориентиров, я переместил логику фрагментации, искривления и пикселизации с помощью дигитальных инструментов в постсоветский архитектурный контекст города Вильнюса.
Павел Кирпиков. АнархаЦіктура |
ТЕМА 2: СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ
В классическом портрете считается, что у человека (модели) есть некая сущность, сформированная идентичность, цельность. Фотограф, будучи человеком творческим и чувствительным, может увидеть и выразить эту сущность другого человека через метко схваченный образ или какие-то детали. Можно сказать, что современный портрет пытается переосмыслить и уйти от установок классического портрета. Современный портрет отрицает идею цельной уникальной личности: мы все разные, мы очень сильно подвержены влиянию контекста, в котором живем, мы постоянно меняемся, мы сами часто не знаем, кто мы, какие мы и чего мы хотим, мы сами можем играть с идентичностями, выдумывать себе разные образы (через одежду, манеры, речь, поступки). В этом смысле фотограф не может выразить некую сущность своей модели, потому что этой сущности просто нет. Фотограф имеет дело лишь с неким образом, который мы осознанно или неосознанно проигрываем. Фотограф всегда фотографирует некий театр.
С другой стороны современная фотография также переосмысливает фотографа как участника фотографического процесса. В классическом (картье-брессоновском) понимании фотограф – это некий бестелесный дух, который появляется в ситуации, магическим образом схватывает нужный момент и удаляется. Современная фотография старается быть более честной и обращать внимание на присутствие фотографа. Фотограф не гений, не бестелесный дух, он обычный человек, который создает некий визуальный продукт. В этом смысле появление фотографа в ситуации не может не повлиять на ситуацию. Фотограф влияет не только на то, какими будут фотографии, но и на саму реальность. Мы уже не можем говорить про объективность фотографии. И даже если фотограф не использует «Фотошоп» и не использует постановку, его фотографии все равно будут субъективны.
В современной портретной фотографии обычно делается два акцента – на субъективность взгляда фотографа и на взаимодействие с моделью. Раз фотограф не может подсмотреть некую правду о человеке (поскольку этой правды вообще нет), то фотограф может вступить в диалог с моделью и попытаться вместе создать некий образ и некое высказывание.
Влада Шамова vs. Jessica Bruah & Susanna Hesselberg. Faceless People
Всем известно, что лицо человека - это «карта эмоций», одни только глаза выражают целую гамму чувств, а есть еще множество мышц, которые распоряжаются оттенками и нюансами. Но что если лица человека на фотографиях нет? Насколько сложнее будет сделать такие снимки эмоциональным. Моими моделями стали люди, окружающие меня постоянно: студенты ЕГУ, родные и друзья. Поэтому мне было гораздо проще создать атмосферу для каждого. Я добивалась, чтобы фотографии были нарративны и эмоциональны. Вдохновением для меня стало творчество фотографов Джессики Бруа и Сузанны Хесселберг.
Влада Шамова. Faceless People |
В своем проекте Влада Шамова продолжает проблематизацию классического портрета: что если на фотографиях не будет лица человека? Проблема лица увлекает многих фотографов. Так, наиболее известны примеры портретов Томаса Руффа и польки Анеты Гжешиковской, экспериментирующими с паспортными фотографиями как наиболее «говорящим» источником информации о человеке.
Меня интересовал вопрос об отношении общественности к гомосексуальному меньшинству, влияние стереотипов на развитие как общества в целом, так и людей нетрадиционной ориентации. Проект исследует литовско-белорусское пространство. Важно отметить, что исследования, проводимые в области гомофобной ситуации в обществе, уже давно перестали быть актуальными для стран Западной Европы, в то время как для Литвы и Беларуси рассмотрение данной тематики является отнюдь не надуманным вопросом. В этих странах еще потребуется немало времени, чтобы общество начало переосмысливать свое отношение к людям другой сексуальной ориентации. Фотографируя человека в его среде, тем самым как бы выставляя эту спрятанную субкультуру на свет, я привлекаю внимание или, наоборот, прикрываю некоторые детали, на которых базируется мое личное отношение к меньшинствам. Эта серия фотографий не об ответах, но о вопросах.
Вита Бонько, Sweet Dreams |
Зинаида Грубинова vs. Jim Goldberg
На вопрос, где можно отыскать иностранцев и увидеть, как они живут, все советуют зайти в общежитие. Вот я и зашла. Многие из этих студентов способны позволить себе лучшие условия проживания, но в общежитии они все вместе. Они все приехали учиться в Беларусь, хотя большинство совсем не говорит по-русски. Китайцы и по-английски практически не говорят. Когда попадаешь в такую маленькую общину, каждый уголок становиться интересным, все вокруг сообщает о людях и традициях, особенностях. Вещи и обстановка могут рассказать свою историю.
Зинаида Грубинова vs. Jim Goldberg |
Здесь также важны позирование и подписи – это показывает сотрудничество между моделью и фотографом. Фотограф не вторгался в жизнь других людей, чтобы украсть их образ, а вступал в диалог. Подписи являются своего рода знаком одобрения со стороны героев.
Джим Голдберг, который был назван студенткой как источник вдохновения, - американский фотограф, снимающий маргинальные слои общества, член агентства «Магнум». В своих работах он часто соединяет фотографии с текстом, написанным самими героями снимков. Например, это реализовано в книге «Rich and Poor» (1981), где подписи раскрыли очень личные мысли, страхи, надежды, разочарования и взгляды о самих себе и обществе.
ТЕМА 3: ИНТИМНОЕ
Британский критик Шарлотта Коттон выделяет исследование интимных тем как отдельный тренд в современной фотографии: то, что мы переживаем на повседневном уровне, но то, что до этого редко становилось объектом фотоснимков.
Ольга Сосновская. Changes
Перемены заложены в мировом порядке, это что-то естественное, органическое. Но они часто воспринимаются и переживаются травматично, потому что несут с собой неопределенность. Неясно также, что их рождает: двигаешься ли ты сам или тебя уносит неизбежный и неконтролируемый поток. На снимках эта двойственность выражена через сочетание естественности и неестественности, красоты и травматичности в изменениях поз и поверхности тела. Движения тела и реакция кожи на внешние раздражители кажутся естественным процессом, однако на снимках движения странным образом деформируют тело, а реакция кожи болезненна.
Ольга Сосновская. Changes |
Сергейчик Дарья. Affici metu
Affici metu означает «быть охваченным страхом». Фотографические автопортреты - мой способ творческого преодоления фобий, которые соорудили дистанцию между мной и моим свободным выбором. Суть свободного существования - пребывание в состоянии открытого, свободного момента, в котором нет места боязни выбора, будущего, ответственности. И любой человек выбирает: пройти в глубине своих мыслей и чувств сквозь ложные убеждения и фобии, либо быть подчинённым им. Блуждая в темноте внутреннего мира, я смотрю в глаза своим страхам и убиваю их.
Сергейчик Дарья. Affici metu |
ТЕМА 4: ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ
Ольга Сосновская. Singleuse
Эти фотографии сделаны на одноразовый фотоаппарат. Фотографируя на мыльницу, я пыталась избавиться от серьезности, тяжеловесности, гладкости, пафосности, претензии на художественность. Я стремилась "разгрузить", "облегчить" процесс фотографирования в пользу спонтанности, большей произвольности, непосредственности. Одноразовый фотоаппарат привлек меня своей простотой, недолговечностью (нельзя перезаряжать) и тем, что он предназначен как бы для поверхностного, но восторженного взгляда, взгляда туриста. Однако, как мне кажется, эта попытка в большей степени неудачна, т.к. эстетизации не удалось избежать. Плоские, "пластиковые" изображения своим техническим несовершенством обнаруживают и подчеркивают красоту обыденного.
Ольга Сосновская. Singleuse |
Проект Ольги, однако, представляет интерес не только и не столько стремлением придать художественную ценность любительским снимкам, сколько совершенно сознательным использованием эстетики моментальных фотоснимков для исследования проблемы эстетизации. Эксперименты Ольги погружают нас в самую гущу актуальных дебатов о современных тенденциях развития любительской фотографии.
Скромное приложение Hipstamatic для iPhone по цене $1.99, позволяющее делать фотографии, похожие на поляроидные снимки, было скачано к концу 2010 года 1.4 миллиона раз. В апреле 2012 владелец социальной сети Марк Цукерберг купил приложение Instagram по цене $1 млрд (это, для сравнения, половина стоимости компании «Аэрофлот» со всем парком самолетов). Instagram, также как и Hipstamatic, позволяет делать ретро-фотографии, превращая заурядное фото в красивую картинку. В марте 2012 количество пользователей Instagram достигло 30 млн. Что стоит за этим стремлением к эстетизации повседневности? Почему эстетизация выражается в ностальгическом обращении к устаревшим несовершенным форматам? – вопросы, которые являются сегодня, пожалуй, самыми актуальными для осмысления современной фотографии. И очень важно, что эта тема также представлена на нашей фотографической выставке.
Вика Щербакова. Репортаж с открытия Artes Liberales |
Вика Щербакова. Репортаж с открытия Artes Liberales |
Алексей Браточкин. Репортаж с открытия Artes Liberales |
Павел Осипов. Светлана Полещук и Андрей Ленкевич во время экскурсии по выставке |
0 коммент.:
Отправить комментарий