24 и 25 апреля в Европейском гуманитарном университете был организован кинопоказ и творческая встреча с белорусским режиссером Юрием Горулёвым. О том, что происходило на этой встрече можно прочитать в этой статье.
Юрий Горулёв – белорусский документалист, оператор, сценарист, кинорежиссёр, посвятивший кинематографу около 30 лет, лауреат премии «За духовное возрождение», президент международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «Магнификат», лауреат международных кинофестивалей.
Тематику своих фильмов Юрий Горулёв определяет как «духовность», понимая под этим «фильмы о духе, о человеческом характере». В центре внимания режиссера – человек, судьба человека. Помимо рассказа о жизненных перипетиях своих героев, Горулёв восстанавливает исторический, социальный, политический и культурный контекст, в котором действует герой. Тем самым тематика фильма невероятным образом расширяется: перед нами уже не просто сильная личность, но личность в истории.
Шесть документальных фильмов было отобрано для показа в ЕГУ: «Фотограф Ульяна», «Маленький остарбайтер», «Край светлых мрояў», «Летопись в лучах света», «Памятник», «Пасха с привкусом полыни». Тематика фильмов разнообразна, но общим для всех можно назвать исследование белорусского искусства, культуры и истории через документальное кино. У студентов ЕГУ наибольший интерес вызвали фильмы о фотографии: «Фотограф Ульяна» и «Летопись в лучах света».
Множество вопросов касалось и использования фотографии как материала для документальных фильмов.
Юрий Горулёв охотно делился своими воспоминаниями о процессе съемки каждого фильма, о сборе материала, о работе с героями, о технических моментах съемочного процесса, что было особенно интересно для студентов и преподавателей департамента медиа, в учебные планы которого входят обязательные курсы по кино. Отдельной темой для обсуждения стало сегодняшнее состояние белорусской кинематографии.
Думаю, что подобный формат встреч – это очень креативно, ведь можно не только ознакомиться с творчеством, но и задать вопросы, вступить в диалог с людьми, которым это тоже интересно. Встреча с Горулёвым подняла давно волнующие меня вопросы о белорусской документалистике. Например, как связана специфика режиссерской работы и в целом организация фильмического с культурной идеологией... В этом смысле, я убежден, что такие мероприятия должны стать частью публичного пространства нашего университета.
Максим Вашкевич
студент департамента медиа
Для меня творчество Горулёва стало открытием. Несмотря на то, что премьеры некоторых фильмов уже прошли в Минске, очень странно, что многим имя этого белорусского режиссёра ещё не знакомо. Что касается фильмов о фотографии, таких как «Фотограф Ульяна» о женщине-фотографе из белорусской глубинки или «Летопись в лучах света» о белорусско-польском фотографе Софье Хоментовской, то для белорусского зрителя эти фильмы должны стать прекрасным источником информации, дополняющим мозаику истории белорусской фотографии, которая потихоньку начинает складываться.
Дмитрий Белуш
магистрант программы «Визуальные и культурные исследования»
Для меня главным вопросом всегда остается вопрос о прокате, об условиях эффективности. Сегодня получается, что белорусские кинотеатры практически полностью избавлены от кино, которое заставляет думать обычного зрителя. Остались ретроспективы национальных кинематографий, организованные посольствами и культурными центрами, единичные показы в «Ракете» и множество киноклубов. Но это в меньшей степени касается общего уровня кинематографической культуры и культуры вообще. В этом смысле, документалистика терпит двойное поражение. И сейчас будет стоять крайне сложная задача: вернуть белорусскому зрителю глаз, чувствительный и разборчивый к тому, что показывают на экране. Мне бы очень хотелось, чтобы фильм о Софье Хоментовской, фотографе с крайне интересной жизнью, связанной с белорусским Полесьем, и фильм о фотографе Ульяне посмотрело как можно больше людей. Мне кажется, это хороший повод для того, чтобы вспомнить важные, но забытые имена.
Алексей Борисенок
студент департамента медиа
Поскольку я не очень знакома с белорусскими режиссёрами-документалистами, мне было интересно узнать одного из них. Тем более, Горулёв снимает фильмы, имеющие отношение к истории фотографии, а точнее, белорусской фотографии. В рамках кинопоказов меня особенно интересовал фильм, посвящённый Софье Хоментовской, так как я видела выставку, проходившую в Минске, и была впечатлена представленной коллекцией фотоснимков. Для меня оказался приятным сюрпризом тот факт, что режиссёр-документалист проводит полноценные исследования, изучая личную и творческую судьбу женщин-фотографов, тем самым внося новые или попросту забытые имена в историю белорусской фотографии. Думаю, на сегодняшний день такие исследования особенно ценны, так как вскрывают пласт истории, который пока оставлен без внимания. Одним словом, встреча с Горулёвым была, как мне кажется, очень познавательной и потому полезной. И, надеюсь, не последней.
Алина Литвинчук
магистрантка программы «Визуальные и культурные исследования»
Источник: Students.EHU.lt
Спасибо за статью. Очень интерено узнавать о событие через мнение участников.
ОтветитьУдалить