17 февр. 2013 г.

Конкурс Беларусь Пресс-фото. Открытие беларусской фотожурналистики


Долгое время не было понятно, как видят мир белорусские фотожурналисты. Даже за один год фотографы успевают побывать в разных уголках страны, наблюдать важные события и процессы. Фотографы много видят, но как об этом узнать остальным? Безусловно, есть публикации в газетах и Интернете, но ни читатели, ни сами фотографы не имели цельного представления о происходящем в фотожурналистике. С недавнего времени в Беларуси начал проводиться национальный конкурс пресс-фотографии. 

Создание конкурса
Началось всё в 2009 году с инициативы и неравнодушного отношения к фотографии трёх людей – Сергея Михаленко (директор фотостудии «Znyata»), Вадима Замировского (фоторепортёр «БелГазеты») и Алексея Матюшкова (фотограф-фрилансер). Идея не новая, так как в странах-соседях уже проводились такие конкурсы несколько лет подряд. Сергей Михаленко был хорошо знаком с пресс-фотографией Литвы и предложил сделать такой же конкурс в Беларуси. Вадим и Алексей, которые работали репортёрами и поэтому знали обстановку в данной среде, согласились организовать конкурс. Чуть позже к конкурсу подключается фотограф Юлия Дорошкевич с идеей создания каталога.
Существует международная практика национальных конкурсов, конкурс World Press Photo,  поэтому многое можно было просто подсмотреть и скопировать (номинации, условия конкурса  и т.д.). Было собрано международное жюри – представителей мировых агентств, пресс-клубов, фоторедакторов. 
На первый конкурс было решено принимать работы, созданные  за последние пять лет. В первый год на конкурс подают свои работы 96 фотографов, из них принято 1200 работ. Выходит каталог «Пресс-фото Беларуси -2010». С 2010 года конкурс становится ежегодным. 























ГРАН-ПРИ 2010 , Виктор Драчев, серия “Чернобыльская зона. 20 лет спустя”


Будни конкурса
Пресс-фото Беларуси не начинается датой приёма работ и не заканчивается объявлением итогов. Конкурс требует работы ответственных людей в течение всего года. Это объясняется тем, что после объявления победителей организаторы стараются показать лучшие работы как можно большему количеству людей. Это работа по поиску площадок в Беларуси и других странах, постоянные переговоры, работа над каталогом, поиск новых членов жюри на следующий год.  Все, кто связан с конкурсом: организаторы, участники, жюри, волонтёры, те, кто, предоставляет помещения для выставок, получают новый уникальный опыт.  
На каждом из этапов организаторам приходиться решать определённые проблемы, делать выводы из предыдущих конкурсов. Например, после первого конкурса 2009 года пришлось убрать номинацию «Гламур», так как участники присылали много некачественных работ. Зато появляется номинация «Народные традиции». Но уже после третьего года существования конкурса наличие данной номинации становится под вопросом, поскольку темы повторяются из года в год.  
Тем не менее, конкурс набирает обороты. Это можно наблюдать по тому, как с каждым годом он привлекает все больше и больше людей. В 2012 году на конкурс прислали уже 2500  работ от 90 авторов. При этом можно сказать, что конкурс «молодеет»: уже два года подряд побеждают работы молодых авторов. Их смело можно называть представителями нового поколения пресс-фотографов. Это очень интересный факт, если обращать внимание на то, что у нас практически отсутствуют образовательные площадки, которые могли бы показывать новым людям качественную и,  что важно, современную фотожурналистику и, соответственно открывать новых людей для белорусской фотожурналистики. 






















ГРАН-ПРИ 2011 года , фото Серней Гудилин 


Проблемы конкурса – проблемы белорусской фотожурналистики 
Конкурс позволил сделать видимыми многие проблемы национальной фотожурналистики. И фотографы, и организаторы, и члены жюри обращают внимание на те или иные аспекты, связанные с проблемами в беларусской фотожурналистике.  
Можно назвать некоторые из них: однообразность и скучность тем, предоставляемых на конкурс (это касается сферы в целом, так как, кроме новостей практически не снимаются истории, не исследуются темы), отсутствие финансирования и площадок для выставок (отсутствие рынка), проблема построения серий и фоторепортажей (отсутствие образовательной базы), нежелание «связываться» с конкурсом различных организаций и представителей:  от печатных центров до ответственных за помещения под выставки (идеологические проблемы). 






















ГРАН-ПРИ  2012 года. Фото Александра Васюковича.

Гран-при
Бывают случаи, когда важное фото, которое не опубликовали в каком-либо издании, может больше нигде не быть показанным. Такая судьба едва не постигла фотографию Александра Васюковича, которая в итоге выиграла Гран-при пресс-фото Беларуси 2012 года.
Эта фотография – портрет матери расстрелянного в 2012 году Владислава Ковалёва. На карточке изображена страдающая женщина в комнате своей квартиры. Она смотрит на детский снимок сына. Фотография была сделана ещё до суда. Александр Васюкович сделал эту фотографию для журнала «Русский Репортёр». Он ездил в Витебск и провёл с матерью Ковалёва некоторое время. Однако в редакции журнала выбрали другой снимок. Карточка с портретом матери осталась неопубликованной. Никому другому Александр не мог её предложить, так как снимал специально для журнала «Русский Репортёр».  
Неизвестно, увидели бы мы её или нет. Но автор отправил её на конкурс. Ведь она была действительно важной, главной из случившихся событий прошлого года. Снимок победил. Конкурс стал еще такой площадкой, которая помогла увидеть тяжёлую историю одной женщины, всей семьи, целой страны. Ведь это событие было действительно важным, главным из случившихся за последние годы.

Продолжать видеть 
На данный момент конкурс является единственной полноценной площадкой, где фотографы могут ознакомиться с тем, что делают их коллеги. Ведь большую часть из того, что предоставляет пресс-фото, практически не показывают белорусские СМИ. Конкурс будет проводиться и дальше, сомнений в этом нет. Ему нужны спонсоры, выставочные пространства, возможность выставляться без цензуры. Благодаря конкурсу мы можем, наконец, видеть, хотя бы малую, но достаточно качественную часть того, что видят фотожурналисты. 
Самое важное, что есть у конкурса, это инициатива работающих и продвигающих конкурс людей. Это именно то, на чём держится все три года данный проект. Конкурс дал толчок, после которого пути назад нет. Новая пресс-фотография «глотнула воздуха» и при любых обстоятельствах будет готова искать новые пути для выхода. 

Юля Волчок

Статья была опубликована в журнале о фотографии Volume

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 

Контакт

ehuphotoblog@gmail.com Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Трансляции

      

Просмотров за месяц