11 мар. 2013 г.

Интервью с Рафалом Милахом



Книга «Stand by / За Беларусь» на сегодняшний день является единственным масштабным проектом о современной Беларуси, использующим современный фотографический язык. 

Книга не отвечает на вопросы, она их ставит. В этом смысле, Беларусь предстает не как нечто единое, но как расслоенная, сложная реальность. Беларусь не сводится к политике, деревне,  или военному параду. Фотографы создают визуальные поверхности, используя собственные и архивные фотографии, артефакты повседневности. Однако это не просто очередной проект «об обычных людях», о белорусской повседневности, но создание многоуровневой системы, проблематизация отношений между культурным, социальным и политическим.  
Конечно, книга может восприниматься как вторжение, акт трансгрессии, нарушение границ. Однако, очевидно, что архаичное общество (в смысле, закрытое, избегающее саморефлексии и самоопределения, сохраняющее свои внутренние и внешние границы закрытыми) не может более существовать в центре Европы. Понятно, что речь идет не о стремлении приручить Беларусь, сделать ее «цивилизованной», понятной и туристической, к чему обычно сводится вся критическая риторика. Но расщепить представление о Беларуси, как неком едином пространстве, едином народе, едином государстве. Прежде всего, речь идет о рефлексивном усилии и попытке понять, что та однозначность оценок, в которой убеждает нас власть, на самом деле такой не является. Это истории, фрагменты жизней белорусских людей и пространств, зафиксированных в фотографической форме.  Очевидно, что белорус будет сопротивляться подобного рода означиванию, однако проект – это попытка прорвать ту пелену однозначности, которую пытается производить власть.     

Интервью с Рафалом Милахом было взято во время двухдневной презентации книги «Stand by / За Беларусь» в Вильнюсе. 14 мая коллектив Sputnik Photos представил книгу в читальной комнате Центра Современного Искусства. 15 мая фотографы провели встречу и портфолио ревю со студентами в учебном корпусе ЕГУ. В интервью с Рафалом Милахом пока еще не проговаривается видение фотографов и коллектива Sputnik Photos роли проекта в самой Беларуси. Проект – это не только книга, но и выставка, обсуждения, мастерские для студентов и молодых фотографов. То есть это не просто скользящий отстраненный взгляд фотографа, но глубокое фотографическое исследование.

Был ли этот проект первым открытием Беларуси для тебя? 
Да. Я был не первый раз в Беларуси, но это был первый фотографический опыт. Перед тем, как я начал работать над проектом «Победители» у меня была совсем другая идея. Но оказалось, что она не будет работать вместе с другими проектами, которые стали частью этой книги. Поэтому после моей первой поездки в Беларусь, я изменил эту идею и начал работать над тем проектом, который представлен в книге. 

Насколько присутствие одного белоруса, Андрея Ленкевича, повлияло на выбор темы очередного проекта Sputnik Photos, связанного с Беларусью?
Самая первая инициатива исходила от Андрея, который предложил делать проект. Фокус Sputnik Photos – это восточная и средняя Европы. Это было очень интересное время. Это было сразу после президентских выборов в 2006 году. Это было время разных интенсивных отношений между Польшей, Евросоюзом и Беларусью. И тогда Андрей пришёл с идеей, почему бы не сделать книгу или проект о Беларуси. Мы закончили наш предыдущий проект и думали над следующим. Андрей сказал, что до сих пор не было такого большого проекта о современной Беларуси. И это была самая главная причина для начала работы. А Андрея можно назвать отцом этого проекта. Но уже выбор тем, над которыми работали фотографы, это был индивидуальный выбор каждого фотографа. Андрей не так сильно влиял на этот процесс.

Какие темы были затронуты в проекте?
Тема Андрея – это война. Это современное понимание войны. Вообще есть два проекта о войне. Один из них это проект о ветеранах войны. Это своеобразное романтическое и ностальгическое видение Агнешки Райсс (Agnieszka Rayss). Есть тема Беловежской пущи Яна Брикчинского (Jan Brykczyński). Проект также связан с современным пониманием пространства. Есть тема Адама Паньчука (Adam Pańczuk) о моде на минских улицах, молодых людях и о другом «Я» Беларуси: как белорусы одеваются, и что для них значит мода, одежда и внешний вид. Есть проект Манцы Юван (Manca Juvan) из Словении о людях, которые уехали из Беларуси. Но также есть и проект Юстины Мельникевич (Justyna Mielnikiewicz) о людях, которые хотят уехать из Беларуси, о женщинах, которые ищут мужа за границей. Ну и, наконец, есть мой проект о послании, которое передает власть в общество. Можно сказать, что это такая квазипропоганда.

Отличается ли первоначальная идея проекта «Победители» от того, что получилось в итоге?
У меня было некоторое видение того, что я хочу сфотографировать в Беларуси. Цель первой поездки заключалось в том, чтобы понять смогу я это сделать или нет. Я понял, что не смогу реализовать идею. Тогда я решил искать, о чем я смогу рассказать, что будет интересно как для меня, так и для современной Беларуси. Во время второй поездки я уже понимал, что я хочу сделать. Концепт не изменился… но результат. В книге есть polaroid book, ежедневник встреч с победителями официальных конкурсов. Это все появилось позже, сначала я не знал, в какой форме это будет. Наконец, когда я понял, о чем должна быть серия, как я могу рассказать о моих впечатлениях о Беларуси, мы решили остановиться именно на такой форме. Мне показалось, что мои встречи были неофициальными встречами с официальными победителями по поводу официальных вещей. Этот контраст мне показался интересным. Получился квазиинтимный ежедневник этих встреч с официальными лицами. 

Есть ли место иронии в проекте «Победители»?
Конечно, есть. Это большая часть во всех моих проектах. Ирония, или, можно сказать, определенная дистанция. Если ты делаешь шаг назад – ты видишь больше. Независимо от того, что ты фотографируешь. Если ты делаешь шаг назад, то ты видишь весь контекст вокруг твоего сюжета. Поэтому я думаю, что стараюсь поддерживать эту дистанцию во всех моих проектах. Иногда получается визуальный шаг назад, когда я не фотографирую всего того, что люди хотят показывать. Проект «победители» или другой мой проект, который называется «Very Beautiful Project» - это продолжение этих всех посланий, которые передают нам из общества в общество. Если кто-то приказывает смотреть на что-то определенным образом, то я всегда хочу сказать, что можно смотреть по-другому. И можно сказать, что есть здесь добавка иронии, но также можно сказать, что когда ты слишком близок к чему-то, то можно сказать, что ты не всегда замечаешь, как работает система. Не только в Беларуси, конечно. Есть правила, которые просто абсурдны. Абсурд. Мне больше подходит слово абсурд, чем ирония. 

Не считаешь ли ты странной ситуацию, когда первый большой проект о современной Беларуси делают поляки?
Да… Это добавляет другого контекста. Отношения между Польшей и Беларусью остаются на не очень хорошем уровне. Мы долго думали, как лучше сделать и каким образом переосмыслить контекст, который производится везде: в медиа, в различных газетах и передачах. И такая ситуация, что поляки приезжают в Беларусь делать проект. И можно подумать, что это будет одностороннее высказывание против власти, например. Мы пытались этого избежать в наших проектах. Иногда получается так, что сложно работать в своей стране. Например, Андрей сделал отличный проект. Однако это сложнее. Сложнее и проще. Сложнее, потому что это очень близко и незаметно. С другой стороны, если кто-то приезжает извне, сложно понять страну. Нужно много опыта, чтобы рассказать историю. Если этот баланс  удается поддержать, то получается хороший проект. Я очень рад, что мы выпустили эту книгу, не только потому что есть рассказ о современной Беларуси, но и о обычных людях, в первую очередь. Есть такие темы, которые не показывают mainstream media. Для меня это очень важно, и думаю, что это будет важнее через несколько лет: останется запись Беларуси 2011 года. Очевидно, что нельзя убежать от политического контекста. И в книге есть несколько политических акцентов. Но это не самое главное. Самое главное – люди. 

Андрей говорил, что важно, что в серии про Беловежскую пущу нет зубров. Это самое первое, что сразу приходит на ум. Так в книжке про Беларусь нет Лукашенко. Мне кажется, что очень удачной была идея поместить его фотографию на форзац книги. То есть он остается за скобками, то есть вы не отрицаете важность политических контекстов, влияющих на различные описанные темы. 
Да, была фотография Лукашенко. Все знают, как он выглядит, как он выступает и вместе с этим, не разрешает себя фотографировать. Это такой маленький акцент, который мы ставим. Но, в принципе, для нас более интересна другая часть книги. 

Мне кажется, очень продуктивным, что вы делаете акцент на обычных людях, но вместе с тем не игнорируете политическую составляющую, когда в белорусской фотографии существует две параллельных линии. С одной стороны, фотография, игнорирующая политическое. С другой - не видящая ничего более, кроме политики. Этим вы связываете политическое и социальное измерения. 
Конечно, можно сказать, что это не рассказ о современной Беларуси, поскольку это всего лишь маленькие фрагменты белорусской реальности. Но важно не забыть, что мы не хотим сделать открытку о Беларуси, что здесь происходят процессы, о которых надо говорить. Но если ты передаешь это очень просто, односторонне, то ты теряешь многие важные детали. Как и в других проектах, не только в проекте о Беларуси, мы пытаемся найти эти детали и показать их. 

Алексей Борисенок

Интервью было опубликовано в фотографическом журнале Volume

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 

Контакт

ehuphotoblog@gmail.com Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Трансляции

      

Просмотров за месяц