СТАТЬИ СТУДЕНЧЕСКИЕ СТАТЬИ
На самом деле, данная статья могло носить название «Молодые сербские фотографы перелистывают альбомы Нэн Голдин». Речь идет не о простом копировании сюжетов повседневности, взаимоотношений, секса и даже эстетизации чего-то странного, ненормального, выбивающегося из привычного понимания объекта фотографии, а, скорее, о месте фотографа и его взгляда, устанавливающего властные отношения между зрителем и тем, кто изображен на фотографии.
Наблюдение природы взгляда и отношения к объекту фотографирования хорошо прослеживаются в фотографиях, запечатлевающих сексуальные отношения. Сьюзан Зонтаг (Susan Sontag) на этот счет говорит: «Камера не может насиловать, или даже обладать, однако она способна предполагать, вторгаться, причинять вред, искажать, эксплуатировать, и, если дальше следовать за метафорой, убивать – все эти действия, кроме сексуального давления и толкания (shove), могут быть совершены с дистанции, и с некоторой отчужденностью» [1]. В классическом сравнении Нэн Голдин (Nan Goldin) и Дианы Арбус (Diane Arbus), последнюю часто упрекают во вторжении в инородную среду, в эксплуатации образов и производстве стереотипов. Нэн Голдин принципиально отличается в этом смысле: она фотографирует среду, в которой непосредственно живет, свою «семью»: доверие и, возможно, сама эстетика snapshot фотографии отличает ее работы.
В принципе, об этом и шла речь, когда я использовал название «молодые сербские фотографы перелистывают альбомы Нэн Голдин»: о доверии, документировании собственных повседневных практик, страсти и сопричастности.
Мне нужно изначально сделать оговорку о том, что я понимаю под молодой сербской фотографией и работы, каких авторов я собираюсь рассматривать. Сербия, как бывшая социалистическая страна испытывала ряд проблем, связанных с интеграцией культурных пространств в европейский контекст. Однако трудности были пройдены; и в нулевые появляется поколение молодых фотографов, отличающихся мультидисциплинарным подходом к искусству: в состав художественных практик входит фотография, рисунок, изготовление мебели, организация выставок, концертов, графический дизайн и вовлеченность в контекст do it yourself культуры. Мне бы хотелось рассмотреть творчество двух сербских фотографов Ана Краш (Ana Kraš) и Неманья Кнежевиц (Nemanja Knežević), однако молодых авторов гораздо больше, и формат статьи позволяет мне детально рассмотреть фотографические практики только нескольких. На мой взгляд, в их творчестве, можно проследить общие тенденции, хотя, конечно, я отдаю себе отчет, в некоторой фрагментарности такого анализа молодой сербской фотографии, в силу различного спектра авторов и их фотографических практик.
В одном из интервью Ана Краш на вопрос о значении фотографии отвечает: «Фотографии, которые я делаю, это всегда кадры из моей жизни, они документы реальности. Но то, что я вижу и то, что я выбираю из окружающего мира и как я вставляю это в контекст – это моя интерпретация, и это имеет отношение к моей чувствительности, моему вкусу и то, какая я есть» [2]. Документация повседневности, использование фотографических практик как дневников, возрождение жанра травелога – популярность данных практик стала возможной благодаря распространению фотографических персональных блогов и сервисов, на подобии Flickr и Tumblr.
Ана Крас обращается к фотографии как к еще одному медиуму ретрансляции повседневных практик. Объектом фотографии может становиться все что угодно: на фотографии элементы повседневности как бы сакрализуются. В культуре повседневности фотографические практики имеют место быть на событиях отличающихся особой важностью: дни рождения, семейные праздники, туристические поездки – главной целью фотографии является закрепление в памяти особо важных моментов. В объектив камеры Аны может попасть все что угодно: от городских урбанистических пейзажей и элементов архитектуры и интерьера до изображений синяков, татуировок, постельного белья и чучел животных. В рамках фотографического изображения происходит некоторое уравнивание повседневного и сакрального смыслов. То есть пересечения смыслов могут генерировать новые символические значения, которые могут становиться универсальными. В другом интервью Ана говорит: «Я люблю личные фотографии. И я думаю, в тоже время они становятся безличными, потому что меняется контекст и то, каким образом ты сочетаешь фотографии вместе. Я люблю, когда личные фотографии становятся универсальными, поскольку они всегда иллюстрируют универсальное чувство, и конкретные люди на фотографии перестают быть важными» [3].
Отдельный вопрос заключается в технологическом способе получения визуального артефакта. После многочисленных манифестаций смерти аналоговой фотографии, многие из фотографов продолжают пользоваться пленкой – Ана не исключение. Она использует различные недорогие аналоговые камеры, часто одноразовые фотоаппараты (single-use): с отсутствием регулировки фокуса и скорости закрытия затвора, часто используя вспышку и используя возможность фотоаппарата проставлять дату. С одной стороны, мы имеем дело с эстетизацией повседневности, которая, прежде всего, связана с использованием того или иного технического средства. С другой стороны, это изменение принципов туристической фотографии с целью создания более осмысленных дневников или травелогов, фотографии становятся «разрывами» на пленке, уничтожающими отображения дискретной реальности. Нечто похожее о заикании, из которого, на самом деле, рождается авторское письмо, художественный стиль.
Интересно, что одним из десяти пунктов лучших фотографических книг за 2010 год, Алек Сот (Alec Soth), американский фотограф и член Magnum, отмечает десяток самоизданных журналов [4]. Кажется, вдохновленная успехами подпольных хипстерских журналов в духе Vice и Dazed and confused, крупных независимых издательских центров, как Microcosm publishing и больших зин-фестивалях в Лондоне и Портланде, растет новая волна небольших независимых изданий, распечатанных на ксероксе и имеющих небольшой тираж. Фотография здесь занимает серьезное место. Ксероксная культура играет все большую роль и в Сербии – выпускается много журналов, основанных на принципах d.i.y., - как с определенной периодичностью, так и достаточно импульсивно.
Издание небольших журналов может выглядеть достаточно архаично по сравнению с технологией микроблога. Однако то преимущество, которое дает самоизданный проект достаточно важно для горизонтального уровня организации общества. Вместе с возможностью ксерокопировать фотографические проекты пропадает необходимость в крупных коммерческих издательствах, ориентированных на прибыль и порождающих проблемы стереотипизации. Культура малотиражных изданий – это возможность говорить о себе, своем сообществе, исключенной группе. Это похоже на то, каким образом Нэн Голдин начинала демонстрации своего фотографического материала – слайд-шоу в барах.
Ана Крас, например, участвует в проекте Publish it yourself и недавно опубликовала свой небольшой журнал, основанный на документации проведенного времени в США. Фотографии изначально не делалась для того, чтобы стать серией в книге – это наборы тех же snapshot снимков, выполненных во время поездки.
В январе 2011 года после месяцев работы в Белграде выходит другой журнал, манифестируя появление проекта Belgrade Raw в печатном формате. В нем занято пять молодых фотографов, среди которых и есть Неманья Кнежевиц. Проект представляет собой исследования по критической урбанистике Белграда, имея форму блога с еженедельными обновлениями с фотографиями прогулок по городу. Этот проект был создан для формирования альтернативного видения Белграда в противопоставлении туристическим практикам и «гламурной» фотографии. Авторы фотографируют реальных людей и места. Формат прогулки с фотоаппаратом принципиально отличается от повседневных передвижений в городском пространстве. Обычно в объектив фотоаппарата попадает что-либо значимое, как места городской памяти, исторический центр. Коллектив Belgrade Raw предлагает совершенно другой взгляд на урбанистическое пространство, дезинтеграцию центра и окраин. Все это выглядит еще более интересно, что Сербия все еще представляет собой пересечение социалистического прошлого и капиталистической реальности, кириллицы и латиницы в лингвистическом модусе города. Множество из таких столкновений задокументировано молодыми авторами: городские ландшафты, культура потребления, граффити, собаки и случайные прохожие. Как правило, ноэма артефактов повседневности обычно «переживается с безразличием, как само собой разумеющееся свойство» [5], и важно, что, например, для меня, фотографии Неманьи Кнежевица могут являться тем, чем для Ролана Барта (Roland Barthes) стала фотография зимнего сада, то есть пробуждающие от этого безразличия и отчужденности.
На мой взгляд, молодая сербская фотография, которая предлагает гораздо более широкий спектр фотографических практик, нежели рассмотренных в данной статье, представляет собой достаточно интересный феномен в контексте современной фотографии. На мой взгляд, авторам удается избежать объективации персонажей, изображенных на фотографиях, чувствуются доверительные отношения. Однако здесь существует опасность: технический медиум, форма которого может выглядеть достаточно безопасной в силу своего семейноальбомного происхождения, может оставаться лишь формой и воспроизводить типичные властные отношения наблюдателя и наблюдаемого. Поэтому задача молодой фотографии, документируя практики своих сообществ, разрушать привычные отношения наблюдения, экзотизации и эксплуатацию визуальных образов.
Примечания
1 Sontag S. On Photography. – London: Penguin Books, 1977, p. 9
2 TRANSCRIPTmagazine
3 Flavio Affonso, Ana Kras interview: Through Her Eyes
4 Top 10+ Photobooks of 2010 by Alec Soth
5 Барт Р. Camera lucida / Пер. М. К. Рыклина. – М.: Ad Marginem, 1997, стр. 32
Текст: Алексей Борисёнок
Ссылки по теме:
Ана Крас (Ana Kraš)
Неманья Кнежевиц (Nemanja Knežević)
Belgrade Raw
Publish it yourself
На самом деле, данная статья могло носить название «Молодые сербские фотографы перелистывают альбомы Нэн Голдин». Речь идет не о простом копировании сюжетов повседневности, взаимоотношений, секса и даже эстетизации чего-то странного, ненормального, выбивающегося из привычного понимания объекта фотографии, а, скорее, о месте фотографа и его взгляда, устанавливающего властные отношения между зрителем и тем, кто изображен на фотографии.
Наблюдение природы взгляда и отношения к объекту фотографирования хорошо прослеживаются в фотографиях, запечатлевающих сексуальные отношения. Сьюзан Зонтаг (Susan Sontag) на этот счет говорит: «Камера не может насиловать, или даже обладать, однако она способна предполагать, вторгаться, причинять вред, искажать, эксплуатировать, и, если дальше следовать за метафорой, убивать – все эти действия, кроме сексуального давления и толкания (shove), могут быть совершены с дистанции, и с некоторой отчужденностью» [1]. В классическом сравнении Нэн Голдин (Nan Goldin) и Дианы Арбус (Diane Arbus), последнюю часто упрекают во вторжении в инородную среду, в эксплуатации образов и производстве стереотипов. Нэн Голдин принципиально отличается в этом смысле: она фотографирует среду, в которой непосредственно живет, свою «семью»: доверие и, возможно, сама эстетика snapshot фотографии отличает ее работы.
В принципе, об этом и шла речь, когда я использовал название «молодые сербские фотографы перелистывают альбомы Нэн Голдин»: о доверии, документировании собственных повседневных практик, страсти и сопричастности.
Мне нужно изначально сделать оговорку о том, что я понимаю под молодой сербской фотографией и работы, каких авторов я собираюсь рассматривать. Сербия, как бывшая социалистическая страна испытывала ряд проблем, связанных с интеграцией культурных пространств в европейский контекст. Однако трудности были пройдены; и в нулевые появляется поколение молодых фотографов, отличающихся мультидисциплинарным подходом к искусству: в состав художественных практик входит фотография, рисунок, изготовление мебели, организация выставок, концертов, графический дизайн и вовлеченность в контекст do it yourself культуры. Мне бы хотелось рассмотреть творчество двух сербских фотографов Ана Краш (Ana Kraš) и Неманья Кнежевиц (Nemanja Knežević), однако молодых авторов гораздо больше, и формат статьи позволяет мне детально рассмотреть фотографические практики только нескольких. На мой взгляд, в их творчестве, можно проследить общие тенденции, хотя, конечно, я отдаю себе отчет, в некоторой фрагментарности такого анализа молодой сербской фотографии, в силу различного спектра авторов и их фотографических практик.
Nemanja Knežević, jovana. belgrade, may 2010 |
В одном из интервью Ана Краш на вопрос о значении фотографии отвечает: «Фотографии, которые я делаю, это всегда кадры из моей жизни, они документы реальности. Но то, что я вижу и то, что я выбираю из окружающего мира и как я вставляю это в контекст – это моя интерпретация, и это имеет отношение к моей чувствительности, моему вкусу и то, какая я есть» [2]. Документация повседневности, использование фотографических практик как дневников, возрождение жанра травелога – популярность данных практик стала возможной благодаря распространению фотографических персональных блогов и сервисов, на подобии Flickr и Tumblr.
Ана Крас обращается к фотографии как к еще одному медиуму ретрансляции повседневных практик. Объектом фотографии может становиться все что угодно: на фотографии элементы повседневности как бы сакрализуются. В культуре повседневности фотографические практики имеют место быть на событиях отличающихся особой важностью: дни рождения, семейные праздники, туристические поездки – главной целью фотографии является закрепление в памяти особо важных моментов. В объектив камеры Аны может попасть все что угодно: от городских урбанистических пейзажей и элементов архитектуры и интерьера до изображений синяков, татуировок, постельного белья и чучел животных. В рамках фотографического изображения происходит некоторое уравнивание повседневного и сакрального смыслов. То есть пересечения смыслов могут генерировать новые символические значения, которые могут становиться универсальными. В другом интервью Ана говорит: «Я люблю личные фотографии. И я думаю, в тоже время они становятся безличными, потому что меняется контекст и то, каким образом ты сочетаешь фотографии вместе. Я люблю, когда личные фотографии становятся универсальными, поскольку они всегда иллюстрируют универсальное чувство, и конкретные люди на фотографии перестают быть важными» [3].
Ana Kraš, из серии Dreamandwake cheating |
Отдельный вопрос заключается в технологическом способе получения визуального артефакта. После многочисленных манифестаций смерти аналоговой фотографии, многие из фотографов продолжают пользоваться пленкой – Ана не исключение. Она использует различные недорогие аналоговые камеры, часто одноразовые фотоаппараты (single-use): с отсутствием регулировки фокуса и скорости закрытия затвора, часто используя вспышку и используя возможность фотоаппарата проставлять дату. С одной стороны, мы имеем дело с эстетизацией повседневности, которая, прежде всего, связана с использованием того или иного технического средства. С другой стороны, это изменение принципов туристической фотографии с целью создания более осмысленных дневников или травелогов, фотографии становятся «разрывами» на пленке, уничтожающими отображения дискретной реальности. Нечто похожее о заикании, из которого, на самом деле, рождается авторское письмо, художественный стиль.
Ana Kraš, из серии Roma, dove sei? |
Ana Kraš, из серии Trapeze swinger |
Интересно, что одним из десяти пунктов лучших фотографических книг за 2010 год, Алек Сот (Alec Soth), американский фотограф и член Magnum, отмечает десяток самоизданных журналов [4]. Кажется, вдохновленная успехами подпольных хипстерских журналов в духе Vice и Dazed and confused, крупных независимых издательских центров, как Microcosm publishing и больших зин-фестивалях в Лондоне и Портланде, растет новая волна небольших независимых изданий, распечатанных на ксероксе и имеющих небольшой тираж. Фотография здесь занимает серьезное место. Ксероксная культура играет все большую роль и в Сербии – выпускается много журналов, основанных на принципах d.i.y., - как с определенной периодичностью, так и достаточно импульсивно.
Издание небольших журналов может выглядеть достаточно архаично по сравнению с технологией микроблога. Однако то преимущество, которое дает самоизданный проект достаточно важно для горизонтального уровня организации общества. Вместе с возможностью ксерокопировать фотографические проекты пропадает необходимость в крупных коммерческих издательствах, ориентированных на прибыль и порождающих проблемы стереотипизации. Культура малотиражных изданий – это возможность говорить о себе, своем сообществе, исключенной группе. Это похоже на то, каким образом Нэн Голдин начинала демонстрации своего фотографического материала – слайд-шоу в барах.
Ана Крас, например, участвует в проекте Publish it yourself и недавно опубликовала свой небольшой журнал, основанный на документации проведенного времени в США. Фотографии изначально не делалась для того, чтобы стать серией в книге – это наборы тех же snapshot снимков, выполненных во время поездки.
Ana Kraš, изданный автором журнал |
В январе 2011 года после месяцев работы в Белграде выходит другой журнал, манифестируя появление проекта Belgrade Raw в печатном формате. В нем занято пять молодых фотографов, среди которых и есть Неманья Кнежевиц. Проект представляет собой исследования по критической урбанистике Белграда, имея форму блога с еженедельными обновлениями с фотографиями прогулок по городу. Этот проект был создан для формирования альтернативного видения Белграда в противопоставлении туристическим практикам и «гламурной» фотографии. Авторы фотографируют реальных людей и места. Формат прогулки с фотоаппаратом принципиально отличается от повседневных передвижений в городском пространстве. Обычно в объектив фотоаппарата попадает что-либо значимое, как места городской памяти, исторический центр. Коллектив Belgrade Raw предлагает совершенно другой взгляд на урбанистическое пространство, дезинтеграцию центра и окраин. Все это выглядит еще более интересно, что Сербия все еще представляет собой пересечение социалистического прошлого и капиталистической реальности, кириллицы и латиницы в лингвистическом модусе города. Множество из таких столкновений задокументировано молодыми авторами: городские ландшафты, культура потребления, граффити, собаки и случайные прохожие. Как правило, ноэма артефактов повседневности обычно «переживается с безразличием, как само собой разумеющееся свойство» [5], и важно, что, например, для меня, фотографии Неманьи Кнежевица могут являться тем, чем для Ролана Барта (Roland Barthes) стала фотография зимнего сада, то есть пробуждающие от этого безразличия и отчужденности.
Nemanja Knežević, belgrade, december 2010 |
Nemanja Knežević, belgrade, february 2010 |
На мой взгляд, молодая сербская фотография, которая предлагает гораздо более широкий спектр фотографических практик, нежели рассмотренных в данной статье, представляет собой достаточно интересный феномен в контексте современной фотографии. На мой взгляд, авторам удается избежать объективации персонажей, изображенных на фотографиях, чувствуются доверительные отношения. Однако здесь существует опасность: технический медиум, форма которого может выглядеть достаточно безопасной в силу своего семейноальбомного происхождения, может оставаться лишь формой и воспроизводить типичные властные отношения наблюдателя и наблюдаемого. Поэтому задача молодой фотографии, документируя практики своих сообществ, разрушать привычные отношения наблюдения, экзотизации и эксплуатацию визуальных образов.
Примечания
1 Sontag S. On Photography. – London: Penguin Books, 1977, p. 9
2 TRANSCRIPTmagazine
3 Flavio Affonso, Ana Kras interview: Through Her Eyes
4 Top 10+ Photobooks of 2010 by Alec Soth
5 Барт Р. Camera lucida / Пер. М. К. Рыклина. – М.: Ad Marginem, 1997, стр. 32
Текст: Алексей Борисёнок
Ссылки по теме:
Ана Крас (Ana Kraš)
Неманья Кнежевиц (Nemanja Knežević)
Belgrade Raw
Publish it yourself
spasibo za statju!
ОтветитьУдалитьинтересно и хорошо, спасибо за статью.
ОтветитьУдалить)
ОтветитьУдалитьспасибо за комментарии!
ОтветитьУдалить